Понятие агрессивного поведения

Для дальнейшего изучения феномена агрессивного поведения в старшем дошкольном возрасте необходимо сначала определиться с теоретическим обоснованием основных понятий "агрессии", "агрессивности" и "агрессивного поведения". Анализ теоретических подходов к проблеме агрессивности, в которых нашли своё отражение взгляды как отечественных, так и зарубежных исследователей, показал, что в науке не выработано чётких и однозначных трактовок понятий "агрессия" и "агрессивность". Термин "агрессия", как отмечает Т.Г. Румянцева, "часто используется в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьёзном очищении от целого ряда наслоений и обыденных смыслов" [36; 8].

Само слово "агрессия" происходит от латинского aggredi, что означает "нападать". Оно издавна бытует в европейских языках, однако ему не Понятие агрессивного поведения всегда придавалось одинаковое значение. До начала XIX в. агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессии стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.

Х. Хекхаузен пишет, что "в обыденном языке слово "агрессия" означает множество разнообразных действий, которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека, наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению". Такое определение, по его мнению, может объединять в себе столь различные явления, как детская ссора и война, упрёки и убийство, наказание и бандитское нападение [26; 59].

Это Понятие агрессивного поведения ещё раз подтверждает, что, во-первых, понятие "агрессия" может рассматриваться в самом широком контексте и, во-вторых, что учёные в основном склонны рассматривать её, по словам Т.Г. Румянцевой, "в строго поведенческой манере, понимая агрессию в терминах переменных, которые могут быть непосредственно наблюдаемы" [36].

Американские исследователи Р. Бэрон и Д. Ричардсон дают формулировку агрессии (в какой бы форме она не проявлялась) как поведению, направленному на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного обращения с собой [7]. Э. Фромм понимает агрессию несколько шире: "как любые действия, которые причиняют, или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или Понятие агрессивного поведения животным, а также как причинение ущерба вообще всякому неживому объекту" [43].

Отечественная исследовательница Л.М. Семенюк видит в агрессии "стремления к подчинению себе других людей или обладанию другими объектами, а также действия, которые вредят другому лицу или объекту" [37].

Психологический словарь предлагает следующее определение: "Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым или неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности)" [35].



Наряду с понятием "агрессия" в психолого-педагогической и специальной литературе используются термины "агрессивность" и "агрессивное поведение". Термин агрессивность относится к особенной характерной Понятие агрессивного поведения черте людей и понимается как склонность к агрессивному поведению. Эта особенность приобретается в процессе развития человека и основывается на принципе социального научения, состоящего в частых, несоответствующих раздражителям агрессивных реакциях значительной интенсивности, направленных по отношению к широкому кругу социальных объектов. Кроме того, агрессивность часто характеризуется неспособностью к контролированию своих реакций, а так же проявлением враждебной установки по отношению к окружающей среде.

Агрессивное поведение понимается как специфическая форма действия человека, демонстрирующая превосходство, возможность причинения ущерба или причинения такового живому существу (или неживому объекту). Т.Г. Румянцева определяет поведение как агрессивное, на основании нормативного подхода, и решающее место отводит понятию нормы Понятие агрессивного поведения в поведении. Под нормой же можно понимать принятые в конкретном обществе или группе правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей [36]. Понятие нормы формируется в процессе социализации ребёнка. Следовательно, агрессивным следует называть поведение, удовлетворяющее двум обязательным условиям: когда имеют место пагубные для жертвы последствия и когда нарушены нормы поведения в обществе.

Анализ психологической литературы свидетельствует, что основными теоретическими концепциями проявления агрессивности являются теория влечения (инстинкта), фрустрационная, теория социального научения и мотивационная, в которых нашли свое отражение взгляды представителей разного направления: этологического, психоаналитического, бихевиористского, необихевиористского и гуманистического.

Представители первых двух направлений понимают агрессию как инстинкт. Основатели этологического (К. Лоренц) и психоаналитического (З Понятие агрессивного поведения. Фрейд) подходов следуют так называемой гидравлической модели агрессивности, согласно которой агрессия имеет внутренний источник, а для того чтобы не произошло неконтролируемого насилия, нужно, чтобы агрессивная энергия постоянно разряжалась.

З. Фрейд связывает агрессивность с влечением смерти. Агрессивность, по его мнению, представляет собой некий постоянно присутствующий в организме подвижный импульс, обусловленный самой природой человека. Это инстинкт либо саморазрушения, либо разрушения другого индивида.К. Лоренц же соединил в своей теории два элемента. Первый состоит в том, что человеческая агрессивность является врождённой и, как у животных, способствует выживанию вида и особи. Второй элемент (тезис о гидравлистическом характере накопления энергии) помогает К. Лоренцу объяснить Понятие агрессивного поведения жестокость и разрушительные тенденции человека. Он так же, как и сторонники психоанализа, предлагает направлять агрессивность детей к вещам, заменяющим их причину. Спорт, по его мнению, имеет агрессивное начало и поэтому даёт возможность истощения и отвода спонтанно протекающей агрессивной энергии.

Проблемы детской агрессивности наиболее последовательно развивала Анна Фрейд. Она считала, что уже в раннем возрасте у ребенка наряду с самосексуальными существуют и самоагрессивные действия. А. Фрейд выделяет стадии развития агрессивности, которые проявляются в таких видах поведения, как кусание, плевание, цепляние (оральная агрессивность); разрушение и жестокость (проявление анального садизма); властолюбие, хвастовство, зазнайство (фаллическая стадия); диссоциальные начала (в предпубертатности и пубертатности). Она отмечает, что Понятие агрессивного поведения нормальное поведение, как ребенка, так и взрослого, обусловлено тем, что энергия танатоса (влечение к смерти) сдерживается энергией эроса (либидо). Нормальное проявление агрессивности у ребенка связано с объектом любви (грудь матери для младенца, например). Патологическая агрессивность обусловлена аномальными условиями развития ребенка (потеря родителей, жизнь в интернате т.д.). Эти случаи объясняются А. Фрейд отсутствием или частой сменой объектов любви. Она отмечает, что там, "где любовные стремления ребенка не находят в анальносадистической фазе подходящего объекта, или где объект ненадежен, там появляются нарушения в процессе смещения либидо и агрессивности или даже в их слиянии, что ведет к агрессивно-деструктивным последствиям, которые Понятие агрессивного поведения остаются неподдающимися никакому воспитательному воздействию" [2].

Подводя итог анализа подходов, постулирующих врожденный характер агрессивности у человека, отметим, несмотря на самые разнообразные трактовки данного вопроса, их смысл заключается в том, что агрессия есть следствие инстинктивных механизмов поведения, она является неотъемлемой и естественной стороной личности и ослабить ее можно путем направления агрессивной энергии в социально приемлемые формы.

Во фрустрационной теории агрессии усматривается причинно-следственные отношения между агрессией и агрессивностью, ориентированной на поиск внешних причин агрессивного поведения, агрессия понимается как различные модальности и формы поведения, а агрессивность - как приобретённое личностное качество.

Теория фрустрации в современном виде рассматривает агрессию лишь как один из способов Понятие агрессивного поведения выхода из ситуации фрустрации. В то же время принимается во внимание, что агрессия является следствием многих факторов, помимо фрустрации.

Наиболее влиятельными представителями данной теоретической концепции агрессивности является Л. Берковитц и А. Бандура [5; 34].Л. Берковитц допускает, что побуждение к агрессии может быть вызвано привлекательными последствиями агрессивных действий, а сама агрессия может выступать в виде инструмента действия.


documentaalzqbx.html
documentaalzxmf.html
documentaamaewn.html
documentaamamgv.html
documentaamatrd.html
Документ Понятие агрессивного поведения