Регулятивные нормы в государственном управлении

Регулятивные нормы в государственном управлении

Управление людьми, коллективами осуществляется разными способами, прежде всего установлением определенных правил, определяющих цели и порядок их деятельности. Регулятивные нормы можно разделить на неправовые и правовые нормы.

К неправовым нормам относятся:

− нормы морали (например, выполнение или не выполнение обещаний, данных главой государства, депутатами, правительством),

− обычаи и традиции в государственном управлении (например, в ряде стран на должность председателя нижней палаты парламента выбирается представитель крупнейшей фракции),

− организационные нормы, сложившиеся в деятельности государственных органов власти и другие.

Неправовые нормы создаются не государством, однако государственные органы и должностные лица их поддерживают. Нередко случается, что государство санкционирует те или иные обычаи, тогда они становятся правовыми нормами.

Основным Регулятивные нормы в государственном управлении регулятором государственного управления является право.

Право - это система государственных норм, обязательных правил поведения, выражающих интересы большинства населения, исходящих из принципов общечеловеческих ценностей и обеспечиваемых государственным принуждением.

Право состоит из нескольких элементов.

Первым элементом является правовая норма или норма права. Правовая норма - это правило установленное государством, обязательное для исполнения под угрозой неблагоприятных последствий для его нарушителя.

Правовая норма состоит из трех частей: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза устанавливает условия применения данной правовой нормы.

Диспозиция определяет характер действия или бездействия при данных условиях.

Санкция определяет ответственность (наказание) за нарушение правовой нормы.

Например, ч.4. ст. 111 Конституции РФ гласит: «После трехкратного Регулятивные нормы в государственном управлении отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ. Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы».

Гипотеза здесь следующая: если кандидатура Председателя Правительства отклоняется Государственной Думой три раза. Диспозиция: Президент РФ самостоятельно назначает Председателя Правительства РФ. Санкция: роспуск Государственной Думы.

Вторым элементом права является системный характер права, то есть право должно составлять непротиворечивое единство норм права, отраслей права, регулирующих общественную жизнь.

Третий элемент – волевой характер права, то есть право должно выражать волю большинства населения, проживающего на территории данного государства.

Четвертый элемент – приоритет общечеловеческих ценностей.

Пятый элемент заключается в том, что выполнение правовых норм обеспечивается государственным Регулятивные нормы в государственном управлении принуждением. Конечно, принуждение не всегда необходимо. Многие правовые нормы выполняются людьми сознательно и добровольно. При нарушении же правовых норм устанавливается юридическая ответственность, то есть предполагаются государственные санкции. Санкции могут быть уголовно-правовыми (например, тюремное заключение), гражданско-правовыми (возмещение причиненного вреда), административно-правовыми (наложение штрафа), дисциплинарно-правовыми (выговор, увольнение). Особые санкции предусмотрены в международном праве: блокада, лишение права голоса в международных организациях.



Нормы права содержатся в правовых актах, создаваемых органами государственной власти.

Правовой акт – это письменный документ, принятый уполномоченным субъектом права (органом власти), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления, и направленный на регулирование общественных отношений.

Классификация правовых актов.

Классификация Регулятивные нормы в государственном управлении правовых актов проводится по разным критериям.

1.По нормативной природе правовых актов. В соответствии с данным критерием акты делятся на нормативные и ненормативные правовые акты.

Нормативный правовой акт– это письменный документ установленной формы, принятый уполномоченным органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или прекращение действия правовых норм. Это акт длительного действия, адресованный широкому кругу субъектов права. В нормативно-правовых актах содержатся только нормы права, то есть общеобязательные для физических и юридических лиц правила поведения.

Нормативно-правовые акты создаются в результате правотворческой деятельности компетентных органов власти. Правотворчество – это деятельность полномочных органов, направленная на подготовку, издание Регулятивные нормы в государственном управлении и совершенствование нормативно-правовых актов.

Ненормативный правовой акт – это документ индивидуального содержания, адресованный конкретному лицу или органу и рассчитанный на однократное применение. В индивидуальных юридических актах содержатся не юридические нормы, а действия по конкретным вопросам (например, решение суда по конкретному делу; назначение на должность). Индивидуальные правовые акты распространяют свое действие на конкретные субъекты права (орган власти, должностное лицо).

Кроме того, существуют интерпретационные акты –это документы, дающие разъяснения действующих юридических норм, но не устанавливающие новые нормы (постановления, разъяснения).

2.По виду, то есть официальному признанию, которое устанавливается в Конституции и законах и определяется спецификой правовых органов, принимающих акты. Здесь можно выделить следующие Регулятивные нормы в государственном управлении правовые акты: Конституция РФ, законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства, акты министерств и ведомств, акты прямого народного волеизъявления (выборы, референдумы), международные правовые акты, договоры, акты органов местного самоуправления, акты судебных органов, положения и уставы, акты предприятий и учреждений

Эти виды правовых актов делятся на разновидности. Например, законы делятся на федеральные конституционные законы (ФКЗ), федеральные законы (ФЗ), законы субъектов федерации, кодексы, рамочные (ориентирующие) законы.

3. По порядку принятияправовые акты делятся на акты, принимаемые в коллегиальном порядке (законы, постановления Государственной Думы и Совета Федерации, постановления судов), и акты, принимаемые на основе единоначалия (указы Президента, распоряжения главы администрации области).

4.По юридической силе правовые акты Регулятивные нормы в государственном управлении подразделяется на законы и подзаконные акты. Юридическая сила определяет место и значение правового акта в системе государственного нормативного регулирования. Различают несколько уровней правовых актов.

Акты федеральных органов власти:

Конституция РФ,

законодательные акты (ФКЗ, ФЗ),

подзаконные федеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты – приказы, постановления, инструкции министерств, госкомитетов, федеральных агентств и других федеральных органов исполнительной власти).

Акты органов государственной власти субъектов федерации:

Конституции республик и уставы других субъектов федерации,

законы субъектов федерации,

подзаконные акты субъектов федерации (распоряжения губернаторов, постановления и распоряжения правительств субъектов федерации, акты органов местного самоуправления).

5.По объему и характеру действияправовые Регулятивные нормы в государственном управлении акты подразделяются на акты общего действия, акты ограниченного действия и акты исключительного действия. Акты общего действия распространяются на всю территорию государства. Они принимаются федеральными органами государственной власти (федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ). Акты ограниченного действия распространяются на часть территории государства (акты органов государственной власти субъектов РФ). Акты исключительного (чрезвычайного) действия реализуются при наступлении исключительных обстоятельств (например, во время стихийных бедствий).

6.По субъектам государственного правотворчества правовые акты подразделяются на акты органов законодательной власти, акты органов исполнительной власти и акты органов судебной власти.

Акты органов законодательной власти это законы и постановления Государственной Думы и Совета Федерации. Закон Регулятивные нормы в государственном управлении является главным нормативно-правовым актом государства и обладает высшей юридической силой. Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим законодательным (представительным) органом государства в особом законодательном порядке, и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Акты органов исполнительной власти относятся к подзаконным актам, то есть они основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы. В свою очередь подзаконные акты можно разделить по содержанию на несколько видов:

Общие подзаконные акты – это нормативно-правовые акты общей компетенции, которые распространяются на широкий круг субъектов права. По своей юридической силе они следуют за законами. К ним относятся Регулятивные нормы в государственном управлении указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Ведомственные нормативно-правовые акты – это акты министерств и ведомств. Они распространяют свое действие на определенную сферу общественных отношений (образование, культура, здравоохранение).

Подзаконные акты органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Действие данных актов распространяется на определенную территорию, подвластную данным органам.

Акты судебной властиэто решения судебных органов. Данные решения могут приобрести нормативный характер в результате обобщения судебной практики. Судебная практика может выступать источником права и в тех случаях, когда в правовых актах обнаружена неопределенность или противоречия и суд вынужден уточнять правовые нормы или создавать новые нормы права.

К актам судебной власти также относятся решения Регулятивные нормы в государственном управлении Конституционного суда РФ, разъяснения по вопросам применения законодательства Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда, обзоры судебной практики.


documentaakypkr.html
documentaakywuz.html
documentaakzefh.html
documentaakzlpp.html
documentaakzszx.html
Документ Регулятивные нормы в государственном управлении